Навигация
05
декабря 2019

Комментарий администрации БМР на обращение ИП Ильина В.В.

Обеспечение населения услугами торговли относится к непосредственным полномочиям органов местного самоуправления в силу ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Регулирование правоотношений в сфере торговли осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», согласно которого органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий.
В рамках указанных полномочий Постановлением администрации Балаковского муниципального района от 17.08.2015 года № 3238 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района» (с изменениями) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района. Срок действия схемы 5 лет. Окончание срока действия существующей схемы размещения НТО – 01.07.2020 года. Таким образом, с 02.07.2020г. на территории Балаковского муниципального района будет утверждена новая схема размещения НТО на следующий временной период действия.
В период действия ранее утвержденной схемы в федеральное законодательство, регулирующее вопросы предоставления прав на земельные участки, в законодательство о регулировании торговой деятельности были внесены существенные коррективы, изменяющие правила предоставления городской территории для размещения НТО, требующие корректировки как существующей схемы размещения НТО, так и регламентации процедуры оформления и предоставления прав на осуществление торговли посредством размещения НТО.
Согласно ранее действующих норм Земельного Кодекса РФ и Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» размещение объектов торговли, в том числе и НТО, осуществлялось как посредством предоставления прав аренды на земельный участок, так и посредством включения в схему размещения НТО, на основании заявления заинтересованных лиц. Предоставление прав на землю в целях размещения объекта торговли осуществлялось посредством аукционных процедур, проводимых в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Предоставление права на размещение НТО и включение в Схему размещения – посредством Конкурса, проводимого Координационным советом при администрации БМР по заявлениям заинтересованных лиц.
В настоящее время в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, ст.17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
В связи с чем, возникла необходимость актуализации схемы, в том числе с учетом тех НТО, которые ранее осуществляли свою торговую деятельность на основании договоров аренды земельных участков.
Постановлениями администрации БМР от 02.04.2018г. №1137, от 02.10.2019г. №3736 утверждены: Прядок рассмотрения заявлений индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о включении, исключении нестационарных торговых объектов в Схему размещения НТО на территории Балаковского муниципального района, а также Порядок предоставления права на размещение НТО на территории Балаковского муниципального района и Положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО, которые вызвали неоднозначную реакцию со стороны отдельного предпринимателя, не согласного как с отдельными положениями данных нормативных актов, так и с новым платным порядком предоставления права на размещение НТО в целом:
1. В обращении Ильина В.В. о незаконности вышеуказанных Порядков содержится довод о том, что принятые нормативные правовые акты «создают широкое поле для возможного совершения коррупционных действий». Вместе с тем, в соответствии с требованиями законодательства о прокуратуре, соглашением о взаимодействии, заключенным между администрацией БМР и Прокуратурой г.Балаково, проекты данных нормативных актов были предметом анализа надзорного органа, в том числе, проведения их антикоррупционной экспертизы.
Проекты постановлений администрации БМР об утверждении Порядка рассмотрения заявлений о включении, исключении нестационарных торговых объектов в Схему размещения НТО на территории Балаковского муниципального района, а также Порядка предоставления права на размещение НТО на территории города Балаково и Положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО» получили положительное заключение прокуратуры города Балаково. В соответствии с заключением Прокуратуры г.Балаково от 18.09.2019г. положения, которые могут вызывать коррупционные действия и решения субъектов правопримененияв нормативном акте не выявлены.
В связи с чем доводы Ильина В.В. о коррупционной направленности принятых НПА являются несостоятельными.
2. В соответствии Порядком предоставления права на размещение НТО на территории Балаковского муниципального района, утв.Постановлением администрации БМР от 02.10.2019г. №3736 предоставление права размещения НТО на местах размещения, включенных в Схему будет осуществляться по итогам проведения аукционных процедур на право размещения НТО. Организация и проведение аукциона будет осуществляться Комитетом по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР. Положение о проведении торгов также утверждено данным постановлением.
По мнению Ильина В.В. такое правовое регулирование вопроса противоречит нормам закона, поскольку «Земельный Кодекс РФ дает право на бесплатное размещение НТО».
Как указывалось выше, в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ, земельное законодательство в настоящее время не регулирует правоотношения в сфере размещения НТО, в связи с чем, не устанавливает прав либо обязанностей органа местного самоуправления по бесплатному предоставлению такого права. Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», которым регулируются вопросы размещения НТО, также не содержит прямого указания о бесплатности предоставления такого права, как не содержит и запрета на взимание платы в местный бюджет за право размещения НТО. Таким образом, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанные вопросы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Вопрос правомерности установления платы за право размещения НТО, как одного из условий размещения, был предметом рассмотрения Верховного суда РФ, позиция которого сводится к правомерности установления органами местного самоуправления платности за размещение НТО, при этом Верховный Суд указал, что «Размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации…Вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог».
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 января 2015 года № 225-О следует, что органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со своей компетенцией с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся в целях соблюдения гарантий свободы экономической деятельности с одной стороны и гарантией самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий с другой.
Таким образом, позиция предпринимателя о незаконности установления платы за право размещения НТО основана на неверном толковании законодательства и правоприменительной практики по данному вопросу.
3. Предприниматель Ильин В.В. также не согласен с проведением аукционных процедур направо размещения НТО, поскольку по его мнению такое требование повлечет необходимость разбора, переноса уже построенных НТО, которые были размещены на конкретном месте, что повлечет значительные финансовые потери предпринимателей.
Вместе с тем, ни федеральное законодательство, ни ранее существовавшее Положение о порядке размещения и организации работы НТО на территории города Балаково, утвержденное Постановлением администрации БМР от 25.05.2015г. №2303, также не устанавливало возможность постоянного (бессрочного) права предпринимателя или юридического лица на размещение НТО в конкретном месте размещения. Разделом 9 Положения предусматривалось, что «В случае окончания срока действия Учетной карточки, а также несоблюдения требований к размещению НТО, установленных Положением, субъект торговли обязан в течение 10 дней самостоятельно демонтировать объект и освободить земельный участок, на котором он располагается». Поскольку учетная карточка на размещение объекта выдавалась субъекту торговли в пределах срока действия Схемы размещения, каких-либо оснований полагать о бессрочном характере размещения НТО в ранее существовавшем правовом акте, не имеется. Кроме того, статьей 3 Положения устанавливалось, что НТО должны изготавливаться из модульных или быстровозводимых конструкций. Устройство заглубленных фундаментов не разрешается.
Исходя из определения НТО, закрепленного в Федеральном законе №381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Аналогичное определение НТО закреплено в ГОСТ Р 51303-2013.
Таким образом, как следует из смысла и понятия нестационарного торгового объекта, установленного федеральным законодателем, данная конструкция должна обеспечивать возможность мобильного ее перемещения без несоразмерной утраты своего назначения и обеспечивать возможность ее перемещения и установки в любом предназначенном для этого месте. В связи с чем, доводы предпринимателя о строительстве НТО и невозможности его переноса в иное место не соответствуют основным принципам организации нестационарной торговли. Данный вид торговой деятельности как раз и подразумевает ее мобильность и возможность перемещения в иное место. Ссылка о строительстве НТО не соответствует требованиям законодательства, поскольку строительство подразумевает под собой устройство капитальных объектов, включая фундаменты и иные капитальные конструктивные элементы, не предусмотренные для нестационарных объектов. Преобразование субъектом торговли нестационарного торгового объекта в стационарный торговый павильон, перемещение которого становится невозможным в связи с обеспечением его прочной связи с землей, означает лишь нарушение лицом, получившим разрешение на право размещения НТО, требований федеральных и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы размещения НТО, выразившееся в злоупотреблении таким правом.
Проведение аукционных процедур по предоставлению права на размещение торговых объектов, предусмотренное Порядком предоставления права на размещение НТО и Положением о проведении торгов в форме аукциона также согласуется с принципами Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части обеспечения развития конкурентной среды в области осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, поскольку истечение срока размещения конкретного НТО дает право на реализацию всем заинтересованным лицам принять участие в конкурсных процедурах и в рамках конкурентных процедур получить право на осуществление торговой деятельности в данном конкретном месте на территории муниципального образования посредством размещения своего нестационарного торгового объекта. Указанная норма направлена на обеспечение соперничества хозяйствующих субъектов, и не ограничивает право любого Заявителя на участие в конкурсном отборе. Иное толкование оспариваемой нормы означало бы предоставление необоснованного преимущественного права одному хозяйствующему субъекту на неоднократное (бесконечное, бессрочное) использование места размещения НТО для осуществления своей предпринимательской деятельности и ограничивало бы права иных хозяйствующих субъектов на возможность использования того же места размещения НТО для осуществления своей предпринимательской деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем».
Таким образом, с учетом правовых выводов судов высших инстанций и нормативно закрепленных полномочий муниципалитета органы местного самоуправления в лице администрации БМР вправе устанавливать платность размещения нестационарных объектов торговли, в том числе посредством проведения аукционных процедур.
5. Обращение Ильина В.В. также содержат доводы о его несогласии с судебным актом, вынесенным Балаковским районным судом 05.09.2019г. по заявлению Прокуратуры г.Балаково, Ильина В.В. о признании недействующим в части Порядка рассмотрения заявлений о включении, исключении НТО на территории Балаковского муниципального района, утв.Постановлением администрации БМР от 02.04.2018г. Решением Балаковского районного суда надзорному органу и Ильину В.В. отказано в удовлетворении требований о признании недействующим положений п.2.2.1, 2.2.2, 2.10 Порядка. В настоящее время Заявителями на указанное решение Балаковского районного суда подана апелляционная жалоба в Саратовской областной суд, судебное заседание по рассмотрению жалобы еще не назначено к рассмотрению.

Подготовлено отделом потребительского рынка и предпринимательства АБМР
Просмотров: 891

Обратный звонок