Навигация

Жизнь и после столетия: воспоминания о Николае Шаруеве

05
февраля 2020

Жизнь и после столетия: воспоминания о Николае Шаруеве

В моей в общем-то немалой библиотеке хранится несколько книг о художниках. И одна из них – небольшая, но особенно памятная, с простым заголовком «Балаковский художник Николай Шаруев», изданная в 1989 году к 70-летию Николая Сергеевича Шаруева.
Со вступительной статьёй кандидата философских наук Лидии Романовны Миролюбовой и двумя десятками репродукций работ художника. Но и это довольно скупое брошюрное издание даёт возможность увидеть, понять и оценить авторскую идею.
ВРЕМЯ НАЗВАТЬ ИМЕНА
Родившийся в с. Берёзово и выросший в простой крестьянской семье, Николай рано познал цену труда, красоту родной природы, место человека в ней. Николай Сергеевич видел свою миссию художника не только в «рисовании», как иронично он говорил о художественном творчестве, но и в подвижничестве, в пропаганде искусства, воспитании молодого поколения в любви к нему и понимании эстетической его роли.
Поэтому в один из дней моего недолгого пребывания в должности заведующей городским отделом культуры Шаруев, вначале один, а потом и с целой группой балаковских художников, появился в кабинете с очень убедительной просьбой, советом, настойчивым и безотказным, – организовать в Балакове первую большую выставку местных художников. Николай Сергеевич был особенно настойчивым:
– Время пришло назвать имена тех, кто пишет о городе, для его жителей, кто прославляет их. Ну что мы ютимся с картинами в наших подвальчиках? – наступал он на меня, не очень хорошо знающую беды художников.
Художники рассказали о том, что у них и мастерских-то по сути нет.
– Хорошо, что Маслов Володя даёт зал для выставок, да и там мы не размещаемся, – вторил Николаю Сергеевичу Михаил Пономарёв.
На моё замешательство чуть не хором заявили:
– Вам только уладить дело с ДК строителей!
И подсказали, как и с кого начать: с начальника Саратовгэсстроя и горкома партии.
Так в апреле 1975 года в просторном фойе Дворца культуры строителей была развёрнута первая выставка балаковских художников. Впервые она собрала столько творческих дарований: около тридцати живописцев, графиков, скульпторов принесли на суд зрителей более 150 работ. Вдохновителем и организатором во многом был Николай Сергеевич Шаруев. Он был подвижником в деле продвижения творчества художников среди балаковцев, особенно молодёжи.
ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИСТ
Мне посчастливилось узнать о нём ещё до моей службы в отделе культуры, во время моей работы в школе № 38 (сейчас СОШ № 15). А первая художественная студия была расположена рядом со школой, и все ученики не по разу побывали в этой студии, которой и руководил Николай Сергеевич. Идея дружбы школьников с художниками принадлежала опять-таки Николаю Сергеевичу. Он рассказывал о своём творчестве, показывал свои работы и работы своих коллег и учеников, учил делать наброски. Ребятам нравились дружеские шаржи на них самого художника, и они не хотели уходить от такого весёлого, тёплого, доброго, мудрого человека.
Наша дружба с Николаем Сергеевичем длилась не один десяток лет. Работая уже в других школах, проводила его творческие встречи с ребятами, часто и он приглашал в свою, уже довольно объёмную мастерскую, представлял свои новые работы. Послесловием этих встреч были миниатюры школьников «Встреча с художником» или «Встреча с картиной», в которых ребята рассказывали о своих впечатлениях от встречи с художественным летописцем города.
Николай Сергеевич с особым воодушевлением рассказывал о своих работах не потому, что ему хотелось убедить ребят в достоинстве его картин, а чтобы они видели, что жилые дома, новостройки, шлюзы – это торжество рождения города, в котором они появились на свет и растут, в котором им жить и созидать.
Индустриальный пейзаж преобладает в его творчестве. Да, главным в художественной летописи Н.С. Шаруева было рождение города трудовой славы, его герои-строители. В этой летописи такие шедевры, как «Наш город», «Начало строительства», «Голубой город», «Перекрытие Волги», «Шлюзы». Это и люди города: «Хирург В.И. Шевцов», «В.К. Ерошкин». Это, конечно, и Волга: «Волжский пейзаж», «Свежий ветер», «На Волге» и др.
Сам поразительный оптимист, Николай Сергеевич создавал свои картины с высоким жизнеутверждающим содержанием. Любил и подарить что-то из своих работ, или вдруг предлагал попозировать и за несколько минут выдавал почти готовый и очень похожий набросок.
Таким он и будет помниться и после своего столетия.

МАУ БМР "Информационный центр "Балаковские вести"
Просмотров: 700

Обратный звонок