Навигация
31
Мая 2019

Межрайонная ИФНС России №2 по Саратовской области напоминает о том, какие изменения в Новом порядке применения ККТ действуют с 01.07.2018г. и начнут действовать с 01.07.2019г.

03.07.2018г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 192-ФЗ)...

03.07.2018г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 192-ФЗ), которым внесены существенные изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее – Закон № 54-ФЗ).

 

Основные изменения:

В наименовании Закона № 54-ФЗ слова "наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" заменены словами "расчетов в Российской Федерации".

Особенности применения контрольно-кассовой техники (далее-ККТ) при предоставлении и погашении займов.

Законом № 192-ФЗ расширено понятие расчетов. В новой редакции Закона № 54-ФЗ расчеты – это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

Таким образом, ККТ применяется только в тех случаях, когда заем предоставляется для оплаты товаров, работ, услуг. В случаях, если заем является нецелевым, применение ККТ не требуется.

Обращаем внимание на то, что обязанность применения ККТ при предоставлении займов возникает с 01.07.2019, а при их погашении – с 03.07.2018.

 

Особенности применения ККТ при зачете авансов на культурно-массовые мероприятия, услуги связи (например, абонемент в театр).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги связи, услуги в электронной форме, определенные статьей 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за иные услуги, определенные Правительством Российской Федерации, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

При этом, согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

 

Особенности применения ККТ при безналичных расчетах и расчетах посредством электронного средства платежа.

Согласно пункту 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

Согласно пунктам 5.3 и 5.4 статьи 1.2 Закона №54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара и обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из способов, указанных в пункте 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа (далее – ЭСП)) вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

При этом согласно пункту 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Таким образом, при осуществлении расчетов в безналичном порядке с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" (мобильные устройства, стационарные компьютеры (клиент-банк, ввод реквизитов платежной карты на сайте)), а также автоматических устройств для расчетов (картой в банкомате) обязанность применения ККТ возникает с 01.07.2018. При иных безналичных расчетах (наличными через банкомат или операциониста в кредитной организации) – с 01.07.2019.

Обращаем внимание, что формирование кассового чека не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, предусмотрено только для безналичных расчетов (за исключением ЭСП) (наличными операционисту в банке или через банкомат), в остальных случаях (платежная карта, электронные деньги) пользователь обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.

Согласно пункту 2.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении указанных в пунктах 5 и 5.3 указанной статьи расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

 

Особенности применения ККТ при продаже товаров посредством торговых автоматов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1 статьи 1.2 Закона №54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов за реализуемый товар с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, который позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код).

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 192-ФЗ положения подпункта 2 пункта 5.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в части отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода применяются с 1 февраля 2020 года.

Таким образом, Законом № 54-ФЗ предусмотрено использование одной ККТ на всю сеть вендинговых автоматов с отображением с 01.02.2020 на дисплее автоматического устройства QR-кода, который позволит покупателю идентифицировать кассовый чек.

Обращаем внимание, что в соответствии пунктом 11.1 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, вправе не применять контрольно-кассовую технику до 1 июля 2019 года.

 

Особенности применения ККТ при осуществлении перевозок, багажа (общественный транспорт).

Согласно абзацу 3 подпункта в) пункта 5 статьи 1 Закона № 192-ФЗ абзац четвертый пункта 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ («продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте») признается утратившим силу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 192-ФЗ абзац третий подпункта "в" пункта 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Закона №54- ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

При этом согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.  

Таким образом, с 01.07.2019 при оплате проезда в общественном транспорте возникает обязанность применения ККТ:

- наличными, платежной картой – по общим правилам - кассовый чек в момент расчета;

- проездным документом (например, «льготный талон») – может быть сформирован один кассовый чек на все расчеты за расчетный период без направления его клиенту.

Если оплата проезда (багажа, грузобагажа) происходит с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов (например, платежной картой в метрополитене) обязанность применять ККТ возникает с 03.07.2018. При этом ККТ может находиться вне такого устройства и кассовый чек клиенту может не выдаваться (не направляться).

 

Особенности применения ККТ организациями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

При этом следует учитывать, что контрольно-кассовая техника при оплате коммунальных платежей применяется в следующем порядке:

- наличными или платежной картой непосредственно поставщику ЖКУ – ККТ применяется по общему порядку в момент расчета;

- электронными средствами платежа или безналичным расчетом на счет поставщика ЖКУ – ККТ применяется с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 5 и 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ;

- через агента (например, через ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство») – в таком случае ККТ применяет агент.

 

Особенности применения ККТ при расчетах электронными средствами платежа или наличными денежными средствами между организациями и предпринимателями, а также расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, при получении страховой премии или при страховой выплате.

В соответствии с подпунктом д) пункта 15 статьи 1 Закона №192-ФЗ статья 4.7 Закона №54-ФЗ дополняется пунктами 6.1 и 6.2 следующего содержания:

"6.1. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

2) идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента);

3) сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

4) сумма акциза (если применимо);

5) регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

6.2. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, при получении страховой премии или при страховой выплате, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

2) идентификационный номер налогоплательщика клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика - серия и номер паспорта такого физического лица)."

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 192-ФЗ подпункт "д" пункта 15 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2019 года.

 

Освобождение от применения ККТ

В соответствии со статьей 2 Закона № 54-ФЗ:

Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

- продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

- осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

- торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой.

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.

ККТ не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

 

Прочие технические поправки Закона № 192-ФЗ.

- утвержден алгоритм исправления ошибок, допущенных при регистрации (пункт 3 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ);

- утвержден алгоритм действий при неисправности ФН (пункт 8.1 статьи 4.2 Закона №54-ФЗ);

- срок регистрации ККТ увеличен до 10 дней (пункт 7 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ);

- расширены полномочия ФНС по снятию ККТ в одностороннем порядке (при исключении из ЕГРЮЛ, ЕГРИП) (пункт 18 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ);

- ФНС разрабатывает методические указания по формированию фискальных документов (7 абзац пункта 5 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ);

 

Подробно ознакомиться с переходом на новый порядок регистрации и применения контрольно-кассовой техники Вы можете на Интернет-сайте ФНС России: nalog.ru в разделе «Новый порядок применения ККТ» или обратиться в налоговую инспекцию по адресу: г. Балаково, ул. Степная д.2, каб.№107 или по телефону 8(8453)49-29-82, еженедельно по четвергам с 10-00 до 12-00 проводятся «Открытые классы» по вопросам применения ККТ.

Просмотров: 288

Обратный звонок