Навигация
19
мая 2020

Было действительно страшно

Анатолий Маклахов в три года стал узником концлагеря. Великая отечественная война и послевоенное время остались в памяти людей как самое страшное время. Страшные воспоминания мучают и тех, кто был тогда совсем маленьким. Анатолий Фёдорович Маклахов – малолетний узник концлагеря. когда началась война, ему был всего один год.
Анатолий Фёдорович родился 12 марта 1940 года в одном из сёл Брянской области. Его отец ушёл на фронт в июне 41-го.
– Как пришли немцы в наше село – я помню смутно, уж очень мал был, – рассказывает Анатолий Фёдорович. – Позже мне рассказывали, что они (немцы) приехали на мотоциклах, спрашивали, где найти коммунистов. Им сказали, что все на фронте, в селе – только обычные люди, женщины и дети.
Фрицы наведывались в село несколько раз. В один из таких визитов жителей села, женщин и детей, собрали и погнали в лагерь. По словам Анатолия Фёдоровича, большое село, дворы, дома – всё сожгли дотла. Пленников согнали в концентрационный лагерь, который был организован на территории бывшего сахарного завода в Сумской области. Было это в 1943 году. Маклахов оказался в концлагере вместе со своей мамой и старшей сестрой. Анатолий Фёдорович не очень хорошо помнит о том, каково было там ему и его близким, опять же, в силу возраста.
– В лагере мы провели три месяца, – вспоминает бывший узник. – Неизвестно, какова была наша дальнейшая судьба, люди пребывали в полном неведении. Говорили, что нас погонят в Германию. Знаю, что многие пленники нужны были немцам как доноры для раненых солдат. Не исключено, что и нас бы постигла такая участь.
Но случилось чудо, иначе не назовёшь: после трёх месяцев пребывания в ужасных условиях Анатолия и других пленников освободили бойцы Красной армии.
Вернувшись в родное село, бывшие узники и их земляки принялись восстанавливать село с нуля. Анатолий Фёдорович и сейчас с восхищением вспоминает, на что способны люди в сложной, практически критической ситуации.
– Женщины организовали всё: возводили времянки и жилища, обрабатывали землю, вставали за плуг и выходили с сохой, – говорит Анатолий Фёдорович. – С плугом ходили женщины и подростки, даже инвалиды.
Война закончилась, когда Анатолию было 5 лет. С фронта вернулся отец мальчика. Радости не было предела. В село постепенно стали возвращаться мужчины, стала налаживаться мирная жизнь.
Над восстановлением трудились все, и даже дети. Анатолий Фёдорович вспоминает, что, когда ему было всего 6 лет, он рубил дрова. В один из таких моментов паренёк промахнулся мимо полена и отрубил себе палец на ноге. Сейчас он говорит об этом с улыбкой, но тогда ему точно было не до смеха.
В трудное послевоенное время к прочим напастям добавилась эпидемия тифа.
– Вымирали целыми семьями, – вспоминает Анатолий Фёдорович.

Помнит Анатолий Фёдорович и свою первую учительницу – Марию Ивановну Кобзову. В селе не было школы, в одной из изб организовали импровизированный класс, соорудили подобие парт, там и проходили уроки. В 5-й, 6-й и 7-й классы дети каждый день ходили на занятия в другое село, преодолевая путь в несколько километров каждый день.
Чтобы добывать средства для проживания, жители села выращивали сахарную свёклу, а также коноплю, которую сдавали, чтобы потом изготавливали ткань, холсты, шили одежду. В пищу употребляли жёлуди, которые предварительно мололи, а также клевер, картофель.
По словам бывшего малолетнего узника концлагеря, в 50-е годы жизнь более или менее наладилась.
Анатолий Фёдорович стал комсомольцем.
Ярким воспоминанием из времён того времени осталось участие в перезахоронении расстрелянных в войну солдат Красной армии. Это было в середине 50-х.
– Немцы расстреливали солдат и просто сбрасывали их в яму, – рассказывает Маклахов. – Когда мы откапывали погибших, было жутко. В одной братской могиле мы насчитали 75 тел, в другой – ещё 8. Многие во время войны в нагрудных карманах хранили мундштуки, в которых оставляли письма для родных, на случай если погибнут и их тело позже найдут, или письма, которые сами планировали отправить.
Такое неотправленное письмо Анатолий Фёдорович во время перезахоронения обнаружил в кармане одного из расстрелянных бойцов. Боец писал родным, что находится на отдыхе в селе Светово и их отряд готовится к крупному бою. Фамилия бойца была Балашов, и сам он был из города Балашова, такое вот совпадение. Весточку отправили родным. Позже на место нового захоронения приехал сын павшего бойца.
– Он очень благодарил нас, тех, кто нашёл его отца и похоронил по-человечески, собрал стол для всех, кто участвовал в перезахоронении, – вспоминает Анатолий Фёдорович.

В 1959 году Анатолий Фёдорович окончил сельскохозяйственное училище, получил профессию тракториста. В 60-м – ушёл в армию, служил в строительных войсках, после армии приехал в Балаково. В то время в городе комсомольских строек активно возводились крупные промышленные предприятия, жильё. Анатолий Фёдорович устроился работать на «Химволокно». Потом женился, родилась дочка. Позже семья получила собственную квартиру. А дальше – семья, работа, простые радости – до тех пор, пока не грянула перестройка, которую тоже нужно было пережить.
– Не могу сказать, что я сейчас плохо живу. Пенсия есть, квартира есть, поддержка от государства ощущается, даже к 75-летию Победы нам, бывшим узникам, выделили неплохую сумму денег, – отмечает Анатолий Фёдорович.
В свои 80 лет Анатолий Фёдорович Маклахов полон сил, и его жизненный уклад может стать примером активного долголетия. Так держать!


МАУ БМР "Информационный центр "Балаковские вести"
Просмотров: 529

Обратный звонок