Районный бюджет в 2012 году исполнялся в соответствии с решением Собрания БМР "О районном бюджете Балаковского муниципального района на 2012 год» от 28.12.2011г. № 191 с учетом внесенных в данное решение в соответствии с бюджетным кодексом изменениями.

Доходная часть районного бюджета БМР за 2012 годисполнена в сумме 2657,4млн.рублей или 113% к первоначально утвержденному плану 2012 года (2356,0 млн.рублей) и 101% к уточненному плану  (2637,2 млн.рублей), и на 700,7 млн.рублей больше или 136% к фактическому исполнению 2011 года (1956,7 млн.рублей), в том числе:

налоговые и неналоговые доходы составили1135,8 млн.рублей или 106% к первоначально утвержденному плану 2012 года (1070,9 млн.рублей), дополнительные доходы составили 64,9 млн. рублей, и 102,4% к уточненному плану 2012 года (1109,6 млн.рублей), и на 233,3 млн.рублей больше или 126% к фактическому исполнению 2011 года (902,5 млн.рублей).

В структуре налоговых и неналоговых доходов налоговые доходы составили84%, или 955,9 млн. рублей- 106% к первоначально утвержденному плану 2012 года (900,8 млн.рублей) и 102% к уточнённому плану года 2012 года (938,9 млн. рублей),и на 223,4 млн.рублей больше или 130% к фактическому исполнению 2011 года(732,5 млн.рублей).

(слайд 3)

Самым значимым источником налоговых доходов бюджета БМР является

– НДФЛ, удельный вес, которого в налоговых доходах составил 76% или 722,6млн.рублей, или 105% к первоначально утвержденному плану 2012 года (686,4 млн.рублей) и 102% к уточнённому плану 2012 года (709,1 млн.рублей), и на 174,6 млн.рублей больше или 132% к уровню 2011 года(548,0 млн.рублей), в том числе: - за счёт увеличения норматива отчислений по налогу на 5,1% - 77,9 млн. рублей; - за счёт проводимой работы МВК по вопросам увеличения налоговой базы, сокращению недоимки и исполнения доходной части бюджета, легализации заработной платы и увеличения темпов роста оплаты труда – 96,7 млн. рублей.Темп роста НДФЛ (ФОТ)по крупным налогоплательщикам (в сопоставимых нормативах отчислений 2012 года 34%) составил в 2012 году 106%, из них по: Саратовской ГЭС 121%, Балаковской АЭС 111%, ООО «БМУ» 109%, ОАО «Балаковорезинотехника» 91% (в связи с сокращением объемов производства и численности работников);

- ЕНВД занял в налоговых доходах 14% и составил 131,3 млн.рублей, или 107% к первоначально утвержденному плану 2012 года (123,0 млн.рублей) и 101% к уточненному плану 2012 года (130,3 млн.рублей), и на 14,3 млн.рублей больше или 112% к фактическому исполнению 2011 года(117,0 млн.рублей);

- транспортный налог занял в налоговых доходах 10% и составил 92,4 млн.рублей, или 110% к первоначально утвержденному плану 2012 года (83,7 млн.рублей) и 102% к плану 2012 года (90,2 млн.рублей), и на 73,2 млн.рублей или в 4,8 раза больше к фактическому исполнению 2011 года(19,2 млн.рублей);

Остальные налоговые доходы составили – 1% (9,6 млн.рублей).

Неналоговые доходыв общем объеме налоговых и неналоговых доходов составили 16%, или 179,9 млн. рублей или 106% к первоначально утвержденному плану 2012 года (170,1 млн.рублей) и 105% к уточнённому плану года (170,7 млн. рублей),и на 9,9 млн. рублей больше или 106% к фактическому исполнению 2011 года(170,0 млн. рублей), из них:

-доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности исполнены в сумме111,7млн. рублей или 108% к первоначально утвержденному плану 2012 года (103,7 млн.рублей) и 105% к уточненному плану (106,1 млн.рублей), и 109% к фактическому исполнению 2011 года (102,1 млн.рублей), в том числе:

- доходы от аренды земельных участков-93,9 млн.рублей или 118% к первоначально утвержденному плану 2012 года (79,5 млн.рублей) и 105% к уточненному плану (89,1 млн.рублей),и на 15,0 млн.рублей больше или 119% к фактическому исполнению 2011 года(78,9 млн.рублей);

- доходы отпрочей аренды-16,4млн.рублей или 103% к уточненномуплану 2012 года (15,9 млн.рублей), и на 2,0 млн.рублей меньше или 89% к фактическому исполнению 2011 года(18,4 млн.рублей), в связис реализацией арендованного имущества арендаторам - обладателям преимущественного права на арендованное имущество, при наличии у покупателя права выбора порядка оплаты и рассрочки приобретаемого арендуемого имущества, согласно ст.5 ФЗ №159-ФЗ (рассрочка платежа на 7 лет);

-доходы от продажи материальных и нематериальных активов-30,2млн.рублей или 68% к первоначально утвержденному годовому плану (44,5 млн. рублей) и 112% к уточненному плану (27,0 млн.рублей),и на 1,9 млн.рублей больше или 107% к фактическому исполнению 2011 года(28,3 млн.рублей), из них:

-доходы от продажи муниципального имущества- 21,0 млн.рублей или 60% к первоначально утвержденному годовому плану (35,2 млн. рублей) и 111% к уточненному плану (19,0 млн.рублей),и на 3,7 млн.рублей меньше или 85% к фактическому исполнению 2011 года(24,7 млн.рублей).

(слайд 4)

За 2012 год в районный бюджет БМР от бюджетообразующих предприятий поступило платежей в сумме 216,3 млн.рублей, что составляет 19% к налоговым и неналоговым доходам и на 43,3 млн.рублей больше или 125% к уровню 2011 года (173,0 млн.рублей).

В разрезе крупных предприятий наибольший удельный вес поступлений в налоговых и неналоговых доходах районного бюджета БМР имеют Балаковская АЭС – 9,5% или 108,3 млн.рублей, что на 26,4 млн.рублей больше или 132% к уровню 2011 года (2011 год – 9,1% или 81,9 млн.рублей), ООО «БМУ» – 4,6% или 52,6 млн.рублей, что на 10,9 млн.рублей больше или 126% к уровню 2011 года (2011 год – 4,6% или 41,7 млн.рублей), ОАО «Балаковорезинотехника» – 4,2% или 48,2 млн.рублей, что на 3,3 млн.рублей больше или 107% к уровню 2011 года (2011 год – 5,0% или 44,9 млн.рублей).

Таким образом, в результате взаимодействия с администраторами доходов, крупными налогоплательщиками, налоговыми органами рост исполнения налоговых и неналоговых доходов за 2012 год по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 126% (1135,8 млн. рублей, что на 233,3 млн. рублей больше по сравнению с 2011 годом (902,5 млн. рублей).

Безвозмездные поступленияисполнены в сумме 1521,6 млн.рублей или 118% к первоначально утвержденному годовому плану (1285,1 млн. рублей) и 99,6% к уточненному плану 2012 года (1527,6 млн.рублей), и на 467,4 млн.рублей больше или 144% к фактическому исполнению 2011 года(1054,2 млн.рублей), в том числе:

дотации Балаковскому муниципальному району из областного бюджета поступили в сумме 119,2 млн.рублей, что на95,8 млн.рублей меньше или 55%к поступлениям соответствующего периода прошлого года (215,0 млн. рублей);

субвенциипоступили в сумме 1105,9 млн.рублей или 102% к первоначально утвержденному годовому плану (1080,5 млн. рублей) и 99,6% от уточненного плана года (1109,7 млн.рублей), и на 369,6 млн.рублей больше или 150% к соответствующему периоду прошлого года (736,3 млн.рублей), в том числе на организацию оказания медицинской помощи 261,2 млн. рублей или 100% к плану года (261,2 млн.рублей), на реализацию основных общеобразовательных программ 576,3 млн.рублей или 99,9% к плану года (576,5 млн.рублей) и на 84,1 млн.рублей больше или 117% к соответствующему периоду прошлого года (492,2 млн.рублей);

субсидииполучены в запланированной  (при первоначально утвержденном плане 4,9 млн. рублей),в 1,7 раза больше сумме 129,0 млн.рублей поступлений соответствующего периода прошлого года (75,1 млн.рублей);

иные межбюджетные трансфертыполучены в сумме 155,0 млн.рублейили 181% к первоначально утвержденному годовому плану (85,6 млн. рублей) и 98,6% от уточненного плана года (157,2 млн.рублей), и на 123,8 млн.рублей или в 5 раз больше соответствующего периода прошлого года (31,2 млн.рублей), из них:межбюджетные трансферты муниципальному району на реализацию программ модернизации здравоохранения в части укрепления материально-технической базы медучреждений 128,0млн. рублей, или 100% от плана года и на 106,0 млн. рублей или в 5,8 раза больше поступлений соответствующего периода прошлого года (22,0 млн. рублей);

межбюджетные трансферты муниципальному району (финансовая помощь) для передачи в сельские МО в сумме7,35 млн. рублей (от Натальинского муниципального образования - 6,35 млн. рублей, или 82% от плана года (7,7 млн. рублей), от Быково-Отрогского муниципального образования -1,0 млн. рублей или 100% от плана года).

прочие безвозмездные поступления получены в сумме 18,1 млн.рублей на строительство объекта социальной сферы «Детский сад на 320 мест в 11 микрорайоне города Балаково» согласно соглашению №9/1895-Д от 22 октября 2012 года с ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Невыполнение по безвозмездным поступлениям составило 6,0 млн. рублей или 0,4%, в т.ч. по:

- субвенциямв сумме 3,8 млн. рублей, из них 2,0 млн.рублей на выплаты медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, 1,5 млн. рублей на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и 0,2 млн.рублей по опеке несовершеннолетних;

-межбюджетным трансфертампередаваемые из бюджетов МО районному бюджету БМР в сумме 2,2 млн.рублей, из них 1,5 млн. рублей финансовая помощь из Натальинского муниципального образования и 0,7 млн. рублей на софинансирование водоснабжения в сельской местности.

Удельный вес безвозмездных поступлений составил 57 % в общем объеме доходов районного бюджета БМР (удельный вес в 2011г. – 54%).

Существенное влияние на исполнение плана по доходам районного бюджета БМР в 2012 году оказала деятельность 2-х межведомственных комиссий: по вопросам увеличения налоговой базы и исполнения доходной части районного бюджета и по легализации заработной платы предприятиями малого бизнеса и её повышению до прожиточного уровня. За 2012 год было проведено 34 заседаний комиссии, заслушано 85 неплательщиков по налоговым и по неналоговым платежам, которые предоставили гарантийные письма об уплате недоимки или графики погашения задолженности.

Администраторами доходов в соответствии с законодательством применен комплекс мер к недоимщикам в соответствии с НК РФ и претензионной работы в соответствии с ГК РФ для принудительного взыскания недоимки по налоговым и неналоговым платежам.

В целом в результате принятых мер по исполнению доходной части районного бюджета Балаковского муниципального района работы с администраторами доходов, крупными плательщиками – промышленными предприятиями, предприятиями малого и среднего бизнеса, осуществления мониторинга поступлений налоговых платежей от основных плательщиков, работы Межведомственных комиссий при главе администрации БМР по вопросам увеличения налоговой базы и по легализации объектов налогообложения,дополнительно (в том числе в погашение недоимки) в районный бюджет БМР поступило налоговых и неналоговых доходов за 2012 год82,0 млн. рублей.

 

Расходы районного бюджетаБМР за 2012 год составили 2683,0 млн. рублей или 96% к плану года (2 786,5 млн. рублей),  что на 428,2 млн.рублей или 19% больше 2011 года (2 254,8 млн.руб.), в том числе за счет собственных средств бюджета, дотации и источников финансирования дефицита бюджета – 1269,5 млн. рублей или 93% к плану года (1361,4 млн. рублей), что на 29,9 млн.рублей или 2% больше 2011 года (1239,6 млн.руб.),

из них:

- оплата труда с начислениями по казенным учреждениям – 227,0 млн. рублей или 98% к плану года (231,8 млн. рублей), что составляет 8% к общим расходам (2 683,0 млн. руб.).

- ТЭРы по казенным учреждениям – 6,3 млн. рублей или 85% к плану года (7,4 млн. рублей).

- прочие расходы по казенным учреждениям – 475,8 млн. рублей или 96% к плану года (494,9 млн. рублей), что составляет 18% от общей суммы расходов (2 683,0 млн. руб.).

- субсидии бюджетным и автономным учреждениям перечислены в сумме 1973,9 млн. рублей или 96% к плану года (2052,4 млн. рублей), что составляет 74% к общим расходам (2683,0 млн. руб.).

 

Расходы районного бюджета БМР в 2012 году сохранили свою социальную направленность.(слайд 5)

На социальную сферу за счет районного бюджета БМР направлено2248,0млн. рублей, что составляет 96% к плану года (2 335,6 млн.руб.) или 84% к общим расходам (2683,0 млн.руб.) и на 368,6 млн.рублей больше чем за 2011 год (1879,4 млн.руб.).

Рост расходов в 2012 году к 2011 годусвязан с индексацией заработной платы работников бюджетных учреждений, оказывающих услуги в сфере образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма на 6,0% с 01.10.2012 года; индексацией на  14,38% с 01.01.2012 года должностных окладов (окладов) работников муниципальных бюджетных учреждений дошкольного образования БМР; доведением с 01.01.2012 года до 10,0 тыс. рублей размера средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, оказывающих услуги в сфере культуры; доведением с 01.12.2012 года до  уровня средней заработной платы в Саратовской области (18,8 тыс. рублей) размера средней заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей Балаковского муниципального района; установлением  с 01.12.2012 года окладов методистов методических (учебно – методических) кабинетов (центров) БМР на уровне оклада для педагогических работников учреждений общего образования БМР.

По разделу 0700 «Образование» расходы составили 1531,0млн. рублей, или 95% к плану года (1605,5 млн.руб.), 57% к  общим  расходам  (2683,0 млн.руб.) и на 379,6 млн.рублей больше чем за 2011 год (1151,4 млн.руб.).

На модернизацию образования за счет средств областного бюджета было направлено 25,6 млн. рублей и 186,9 млн. рублей  на расширение сети детских дошкольных образовательных учреждений за счет средств областного и  районного бюджетов.

По разделу 0800 «Культура» расходы составили  45,4 млн.рублей или 88% к плану года (51,4 млн.руб.), 2% к общим расходам (2 683,0 млн.руб.) и на 6,8 млн.рублей больше чем за 2011 год (38,6 млн.руб.).

По разделу 0900 «Здравоохранение» израсходовано 448,9млн. рублей, или 99% к плану года (451,6 млн.руб.) или 17% к общим расходам (2 683,0 млн.руб.) и на 22,6 млн. рублей меньше чем за 2011 года (471,5 млн.руб.). Расходы по отрасли здравоохранения осуществлялись в рамках выделенной субвенции на осуществление  государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Саратовской области. В 2012 году в рамках программы «Модернизации здравоохранения БМР на 2011-2012 годы» осуществлены расходы в сумме 140,0 млн. рублей, из них 128,8 млн.рублей за счет средств областного бюджета и 11,2 млн. рублей за счет средств районного бюджета БМР.

По разделу 1000 «Социальная политика» расходы составили - 218,5 млн. рублей, или 99% к плану года (221,7 млн.руб.) или 8% к  общим  расходам  (2 683,0 млн.руб.) и на 5,7 млн.рублей больше чем за 2011 год (212,8 млн.руб.). Из них направлено:

- на предоставление гражданам субсидии на оплату жилищно – коммунальных услуг-  173,5 млн. рублей или 99% к плану года (175,0 млн. рублей);

- на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении-  11,9 млн. рублей или 100% к  плану года (11,9 млн. рублей);

- на доплату к пенсиям муниципальных служащих - 4,98 млн. рублей или 99% к плану года (5,05 млн. рублей);

- на предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг врачам, специалистам со средним медицинским образованием медицинских учреждений здравоохранения и образования БМР, проживающих и работающих в сельской местности БМР - 1,77 млн. рублей или 97% к плану года (1,83 млн. рублей); 

- на льготы почетным гражданам -0,65 млн. рублей или 96% к плану года (0,67 млн. рублей).

По разделу 1100 «Спорт»  израсходовано 4,2 млн. рублей что составляет 99% к плану года (221,7 млн.руб.) или 1% к  общим расходам (2 683,0 млн.руб.) и на 1,0 млн.рублей меньше чем за 2011 год (5,2 млн.руб.).

Заработная плата и начисления на нее, услуги ТЭР оплачены в полном объеме. Задолженность по состоянию на 01.01.2013 года отсутствует.

Просроченная кредиторская задолженностьрайонного бюджета БМР сократилась на 99,6 млн. рублей по сравнению с просроченной кредиторской задолженностью на 01.01.2012г. (111,8 млн.руб.) и составила на 01.01.2013г. 12,2млн. рублей.

В целях соблюдения сроков погашения кредитов в 2012 году, а также исполнения расходных обязательств районного бюджета БМР:

- привлечено коммерческих кредитов в сумме314,0 млн. рублей, погашено коммерческих кредитов в сумме329,0 млн. рублей, в том числеза счет дополнительных доходов районного бюджета в сумме 15,0 тыс. рублей;

- привлечено бюджетных кредитов для МО г. Балаково к празднованию 250-летия города сроком на 3 года в сумме 10,0 млн.руб., для МО Натальино в качестве призового фонда сроком на 3 года в сумме 0,5 млн. руб.

Сумма долговых обязательств бюджета БМР на 01.01.2013г. уменьшилась на 4,5 млн. рублей и составила 377,4 млн.руб.,из них: 314,0 млн.руб. - кредиты кредитных организаций; 63,4 млн.руб. – бюджетный кредит Министерства финансов Саратовской области. По состоянию на 01.01.2013 г. расходы на обслуживание муниципального долга составили 29,5 млн.рублей при уточненном плане 29,8 млн.рублей.

Важным направлением бюджетной политики  БМР является взаимодействие с муниципальными образованиями, входящими в состав Балаковского муниципального района по решению вопросов местного значения, в том числе  предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений БМР.В 2012 году из районного бюджета Балаковского муниципального районав бюджеты МО предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 59,6 млн. рублей, в том числе

за счет целевых средств областного бюджета– 8,1 млн. рублей (1,0 млн. руб. субвенция на исполнение воинского учета, 7,1 млн. руб. дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности);

за счет собственных средств районного бюджета– 45,1 млн. рублей (10,4 млн. руб. дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, 15,0 млн. рублей на организацию теплоснабжения и водоснабжения учреждений социальной сферы и населения, 10,6 млн. рублей финансовая помощь, 1,6 млн. рублей на проведение ремонта артезианских скважин, 0,3 млн. руб. на предупреждение ЧС из резервного фонда районной администрации, и т. д.).

за счет межбюджетных трансфертов, поступивших в районный бюджет БМР из Натальинского МО 6,4млн. рублей для оказания финансовой помощи сельским дотационным поселениям на  оплату электроэнергии и теплоснабжения;

Расходы районного бюджета на реализацию федеральных, областных и муниципальных целевых программ за 2012 год составили300,9 млн. рублей или 97% к плану года (309,2 млн. рублей) (слайд 6), из них:

- по областным и федеральным целевым программам – 168,6 млн. рублей при плане 175,1 млн. рублей, в том числе 

по  ЦП «Социальное развитие села до 2012 года» за счет средств федерального, областного и местных бюджетов 25,9 млн. рублей при плане 31,0 млн. рублей;

по ЦП «Обеспечение жильем молодых семей» за счет средств федерального и областного бюджетов 23,5 млн. рублей при плане 24,8 млн. рублей;

по ЦП «Развитие системы дошкольного образования Саратовской области на 2012-2015 годы» за счет средств областного бюджета 83,5 млн. рублей;

по софинансированию мероприятий по приобретению объектов недвижимости для размещения муниципальных дошкольных образовательных учреждений за счет средств областного бюджета 30,0 млн. рублей.

- по муниципальным целевым программам – 132,3 млн. рублей при плане 134,2 млн. рублей, в том числе МЦП «Расширение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений»- 73,4 млн. рублей, МЦП «Дети БМР» Подпрограмма «Организация отдыха, оздоровления и занятости подростков»- 13,0 млн. рублей, МЦП «Модернизация здравоохранения БМР»- 11,2 млн. рублей, МЦП «Развитие кадрового потенциала  работников бюджетной сферы БМР на 2011-2013 г.г.»- 9,7 млн.рублей (приобретено 5 квартир для работников бюджетных учреждений), МЦП «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности БМР на 2010-2020 г.г.»- 6,1 млн. рублей, МЦП «Благоустройство территорий учреждений социальной сферы БМР на 2011-2013 годы»- 1,7 млн. рублей, МЦП «Развитие физической культуры и спорта БМР на 2009-2012 г.г.»- 1,1 млн. рублей, МЦП «Ремонт и содержание дорог БМР Саратовской области на 2010-2013 г.г.»- 0,8 млн. рублей, МЦП «Развитие малого предпринимательства на территории Балаковского муниципального района на 2012-2015 годы»- 0,4 млн. рублей и др.

Расходы районного бюджета БМР на 01.01.2013 годана содержание органов местного самоуправления составили 140,0 млн.рублей  или 96% к плану 2012 года (143,5 млн.руб.). При нормативе формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в размере 8,26, утвержденном Постановлением Правительства Саратовской области от 10.05.2011г. № 240-П, фактически доля расходов районного бюджета на содержание органов местного самоуправления в 2012 году составила 5%.

Существенное влияние на обеспечение финансирования расходных обязательств оказала работа по оптимизации бюджетных расходов, проводимая администрацией БМР в рамках межведомственных комиссий при Главе администрации БМР, в результате которой   за 2012 год организовано и проведено при Главе администрации БМР 5 комиссий по оптимизации и сокращению расходов главных распорядителей, получателей бюджетных средств (комитета образования, комитета здравоохранения, управления по делам молодежи, спорту и туризму администрации БМР, управления культуры), в результате которых получена экономия в сумме 33,8 млн. руб.

Всего экономический эффект от проводимых мероприятий по увеличению доходов (82,0 млн. руб.) и сокращению расходов (33,8 млн. руб.) за 2012 год составил 115,8 млн. рублей.

В результате районный  бюджет Балаковского муниципального района исполнен с превышением расходов над доходами (дефицитом) за счет остатков средств по состоянию на 01.01.2012г. в сумме 25,6 млн. рублей, что соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ и на  69,1 млн. рублей меньше дефицита 2011 года (94,7 млн. руб.).

Таким образом, районный бюджет в 2012 году исполнен в целом позитивно. 

Основными задачами по исполнению районного бюджета БМР в 2013 году являются:

- обеспечение выполнения плана по доходам районного бюджета БМР;

- повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств в том числе исполнение:

- плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов: увеличению доходной базы районного бюджета Балаковского муниципального района и бюджета муниципального образования город Балаково, сокращению задолженности, повышению эффективности использования муниципального имущества, оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами на 2013 год и последующие годы», утвержденного Постановлением администрации БМР от 04.04.2013г, № 914;

- Плана мероприятий по сокращению кредиторской задолженности районного бюджета Балаковского муниципального района;

- принятие расходных обязательств главными распорядителями и получателями средств районного бюджета БМР исключительно в пределах утвержденных им бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

- усиление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств районного бюджета Балаковского муниципального района;

- обеспечение исполнения первоочередных социально-значимых расходных обязательств Балаковского муниципального района.

 

Председатель комитета финансов                                                        С.Ю. Яковенко