Навигация

Известные балаковцы

Блинов Фёдор Абрамович 

Блинов Фёдор Абрамович (25 июля 1831 г. — 1902 г., с. Балаково)— русский механик-самоучка, изобретатель, получивший в 1879 г. «привилегию» (патент) на изобретение первого в России гусеничного трактора.
Из крепостных крестьян Сергея Семёновича Уварова. Родился в деревне Никольское Черкасской волости Вольского уезда Саратовской губернии (ныне Вольский район Саратовской области) в семье старообрядцев. Получив «вольную», работал бурлаком, а затем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе.
В 1877 г. изготовил «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом.
В 1878 г. было подано ходатайство в Департамент торговли и мануфактур о выдаче Блинову «привилегии» (патента), который был получен им 20 сентября 1879 г.
В 1883 г. организует собственное машиностроительное предприятие, производящее в основном пожарные насосы.
С 1881 г. Блинов начинает строительство «самохода» на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет, в 1888 г. «самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 г. он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, а в 1896 г. — на Нижегородской ярмарке.
Сын Фёдора Порфирий открыл «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов «Благословение» П. Ф. Блинова», на которой в 1900 г. работало 150 человек.


Мамин Иван Васильевич

Мамин Иван Васильевич (7 ноября 1876 г., с. Балаково — 23 марта 1938 г.) родился в семье управляющего усадьбой помещика и миллионера В. Е. Кобзаря. Он и его старший брат Яков рано проявили интерес и талант к технике, Кобзарь всячески их в этом поддерживал, в частности оплатил техническое образование Ивана в Саратове.
В 1899 г. Кобзарь выдал братьям Маминым кредит, на который те основали чугонолитейный и механический заводы для производства и ремонта сельхозтехники уезда и волости.
В 1911 г. Балакову был дан статус города и Иван Мамин был избран старостой, как один из самых авторитетных и уважаемых граждан.
С наступлением Советской власти жизнь балаковских промышленников изменилась. Если Яков подчинился новой власти и смирился с национализацией завода, то Иван не желал этого делать и закрыл своё отделение предприятия. Он даже был арестован по подозрению в участии в контрреволюционном восстании, но потом освобождён.
После Гражданской войны Иван Мамин жил в Подмосковье, работал инженером-конструктором и участвовал в строительстве заводов. Стал членом Государственного совета в качестве эксперта, при этом переписывался с Яковом и помогал ему в новых разработках.
В 1930 г. Иван Мамин переехал в Новороссийск, где работал инженером на «Союзторгмаше». Многие изобретения Ивана Мамина так и не были внедрены в производство. В 1937 г. его арестовали по подозрению в антисоветской деятельности и выслали на 5 лет в посёлок Дудинка. В 1938 г. Иван Мамин был осуждён повторно и приговорен к высшей мере наказания. 23 марта 1938 г. приговор был приведён в исполнение. Реабилитировали Ивана Мамина посмертно в 1986 г.
Имена Ивана Васильевича и Якова Васильевича Маминых увековечены на мемориальной доске на проходной завода «Волжский дизель им. Маминых», другая мемориальная доска установлена на доме, где проживал Иван Мамин.


Мамин Яков Васильевич

Мамин Яков Васильевич (10 июня 1873 г., с. Балаково — 9 августа 1955 г., г. Челябинск) родился в семье управляющего поместьем. Учился в приходской школе, проходил практику в мастерской кустаря-лудильщика. Большое влияние на судьбу юного Якова оказало время, проведённое в качестве подмастерья в мастерской изобретателя первого гусеничного трактора с паровым двигателем Ф. А. Блинова.
В 1899 г. Яков и Иван Мамины открыли в Балакове собственный завод, а несколько лет спустя запатентовали своё главное изобретение — бескомпрессорный двигатель высокого сжатия. В эти годы Яков Васильевич основывает ещё один завод в Балакове. В 1910 г. создаёт на базе двигателя колёсный трактор «Карлик», больше известный как «Русский трактор». Ещё один трактор «Гном» Мамин сконструировал в 1915 г. В советские годы на заводе «Возрождение» соседнего Марксштадта руководил серийным выпуском тракторов и двигателей.
В 1937 г. переехал в Челябинск, работал над двухтактным газовым двигателем, создал модель работавшего на соломе газогенератора, изобрёл работомер для контроля работы трактора. Первые награды Якову Мамину принесли его изобретения: двухлемешный плуг и пожарный насос. Главными наградами уже заслуженного советского конструктора Мамина являются медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орден Трудового Красного Знамени, золотая и бронзовая медали Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.


Мальцев Паисий Михайлович

Мальцев Паисий Михайлович (1856 – 1919) родился в Николаевске в семье местного купца 1-й гильдии Михаила Трофимовича Мальцева. Как старшему сыну, отец дал ему университетское образование.
Был человеком широко образованным, общался с Чеховым и Гиляровским, был известным библиофилом, коллекционировал древние книги и рукописи. Столичный блеск и мишуру он променял на родное Балаково. Здесь купил дворовый участок и в 1880 г. по проекту саратовского архитектора Ф. И. Шустера построил массивный дом с подвалом и мансардой. Вокруг дома был разбит чудесный сиреневый сад. Позднее, в 1910-е гг., усадьба была реконструирована знаменитым московским архитектором, «творцом русского модерна» Федором Осиповичем Шехтелем. Усадьба Паисия Мальцева сохранилась до сих пор, теперь это архитектурный памятник федерального значения.


Паницкий Иван Яковлевич

Паницкий Иван Яковлевич (14 января 1907 г., с. Балаково Самарской губ. — 12 апреля 1990 г.) родился в семье батрака. Иван Паницкий ещё в раннем детстве ослеп. Уже в возрасте пяти лет выступал с сольными концертами в родном Балакове. Специального музыкального образования не получил, хотя в 1925 – 1926 и 1928 гг. учился в музыкальном училище в Саратове (класс скрипки Г. Е. Ершова, Б. А. Богатырёва).
В 1932 г. он стал солистом Саратовской филармонии. Играл на баяне и на гармони, любил саратовскую гармошку, аккомпанировал на ней Лидии Руслановой.
В период с 1921 по 1929 г. работал как гармонист-солист концертной организации «Посредрабис» (Посредничество работников искусства) Саратова. С 1929 г. выступал в концертах как солист-баянист. В 1929 – 1944 гг. — баянист саратовского Театра малых форм. С 1944 по 1967 г. был солистом-баянистом Саратовской областной филармонии. В 1951 г., 11 марта выступил с сольной программой в Малом зале Московской консерватории. Выезжал на гастроли во многие города СССР.


Чапаев Василий Иванович 

Чапаев Василий Иванович (28 января 1887 г., д. Будайка Казанской губ. — 5 сентября 1919 г., Лбищенск) — герой Гражданской войны. Родился в семье крестьянина-плотника в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии. Семья переехала в село Балаково Николаевского уезда Самарской губернии. Там он чуть менее трёх лет проучился в церковноприходской школе. После обучения вместе с отцом плотничал. Чапаевы семейной артелью строили коровники, бани, дома и даже церкви.
В 1908 г. был призван на военную службу, в 1909 г. уволен — формально по состоянию здоровья, фактически за то, что его брат Андрей был казнён за подстрекательство против царя, — и Чапаев по этой причине считался неблагонадёжным. В 1914 г., с началом Первой мировой, призван на военную службу. Был награждён Георгиевской медалью, Георгиевским крестом I, III и IV степени. 28 сентября 1917 г. вступил в партию большевиков.
В ноябре 1917 г. Революционный комитет Николаевска назначил Чапаева командующим 138-м полком.
Герой Гражданской войны погиб 5 сентября 1919 г. при внезапном нападении белогвардейцев на штаб 25-й дивизии в Лбищенске.
 
Обратный звонок