Навигация

О городе

Балаково – город в Саратовской области, административный центр Балаковского района, крупный промышленный центр Саратовского региона, крупнейший промышленно-энергетический центр Поволжья, город энергетиков, химиков, строителей, металлургов. Балаково считается родиной первого в мире гусеничного трактора и русского дизеля, является единственным городом в России, где проходили пять Всесоюзных комсомольских ударных строек. В последние годы Балаково называют маленьким сердцем Поволжья из-за его нахождения практически в центре европейской части Российской Федерации. 

Город расположен на границе Нижнего и Среднего Поволжья, на левом берегу реки Волга, в 180 км к северо-востоку от областного центра – города Саратов. Балаково территориально поделен на 3 части: центральную, островную и заканальную. Географически выгодное положение города на пересечении главной реки Европейской части с магистральной железной дорогой предопределило присутствие в городе крупного речного порта. Численность населения – 193 533 человека (2015 г.). Площадь территории – 7 900 га.

История города

Первое упоминание о Балакове, как о месте поселения людей относится ко второй четверти XVII века. На месте современного Балакова располагались рыбные станы. Через неполных сто лет  - в 1738 году в двух верстах от Волги было образовано казачье луговое владение Балаков Юрт.

14 декабря 1762 года вышел манифест Екатерины II, призывающий старообрядцев вернуться из заграницы в Россию. Дата выхода манифеста является точкой отсчета для города Балаково. Указом императрицы было создано поселение на бурлацком переходе со своей хлебной пристанью, которая притягивала купцов, крестьян, да и вообще всякий люд. Основателями села Балаково стали старообрядцы Ветской общины, приехавшие из Польши.

Выгодное географическое положение  на историческом торговом пути определило его дальнейшее развитие. С самого начала существования  Балаково считалось селом удельным, т.е. государевым. Удельным крестьянам помимо хлебопашества разрешалось вести свободную торговлю, что привело к притоку стороннего населения. Удобное расположение на судоходных путях помогло селу быстро вырасти за счёт торговли пшеницей. С развитием хлебной торговли рос грузооборот пристаней, увеличивался флот грузовых и пассажирских судов. Для их ремонта создавалась судоремонтная промышленность.

Во второй четверти  XIX века был образован Балаковских приказ, в который входило 10 сел и деревень с населением около 2,5 тысяч человек. В это же время в Балакове действовала вторая по значению после самарской пристань на Волге. За одну навигацию от пристаней города отходило до 180 пароходов, грузооборот зерна достигал двух миллионов рублей серебром. Неофициальный статус Балакова как «пшеничной столицы» Поволжья и соответствующий ему торговый оборот определил дальнейшее развитие села. По переписи, проведенной в 1887 году, в селе проживало 15 995 человек.

В конце XIX  - начале XX вв. село Балаково стало настоящим хлебным и промышленным центром Поволжья. Развивался завод нефтяных двигателей братьев Маминых, производил пожарные насосы завод Федора Блинова. На Нижегородской выставке балаковские промышленники продемонстрировали первые модификации парового гусеничного трактора и трактора с двигателем внутреннего сгорания. Именно на этот период истории города Балаково приходится и строительный бум. Строятся храмы, крупные усадебные комплексы  и домовладения, торгово-гостиные дворы, торговые дома, лавки, мельницы, учебные заведения, общественные и промышленные здания и комплексы.

Все это настолько переросло «сельский» характер населенного пункта, что в мае 1911 года был подписан Высочайший указ о присвоении Балакову статуса заштатного города с правами самоуправления. Накануне революции 1917 года в городе было только в камне 5 церквей, 7 школ, хлебная биржа, электростанция, чугунолитейный завод Фёдора Блинова и механический завод нефтяных двигателей братьев Маминых, судоремонтные и мебельные мастерские, лесопилки, мельницы, коммерческое училище, земская больница, библиотека. Изобретатели-самоучки Фёдор Абрамович Блинов и Яков Васильевич Мамин прославили Балаково как родину первого в мире гусеничного трактора, первого отечественного колёсного самохода и русского дизеля. Заводом нефтяных двигателей и тракторов братьев Маминых в 1915 году было выпущено 325 дизельных двигателей, общей мощностью в 5100 лошадиных сил. Облик старого Балакова создавали такие зодчие, как Х. Ф. Мейер и академик архитектуры Ф. О. Шехтель.

В плане территориальной принадлежности Балаково долгое время входило в состав Малыковской волости, а в 1780 г., когда с. Малыковка стала городом Волгском (Вольском), - Волгского (Вольского) уезда Саратовского наместничества. В 1893 г. Балаково со своими землями вошло в Николаевский уезд (г. Николаевск – нынешний г. Пугачёв), который сначала находился в составе Саратовской губернии, а с 1850 г. – Самарской. До 1928 года  Балаково входил в состав Самарской губернии (в 1919—1924 годах существовал Балаковский уезд), после — Нижне-Волжского края, с 5 декабря 1936 года — в Саратовскую область.


Современный Балаково

Балаково оставался провинциальным городом вплоть до середины XX века, пока не настала эпоха масштабного строительства, начало которому положило возведение Саратовской ГЭС. Это событие ознаменовало рождение нового, промышленного Балакова. За четыре десятка лет, прошедшие с 1917 года население города выросло всего лишь на 6 тысяч человек и составило 26 тысяч. Зато за два десятилетия активного строительства балаковцев стало на 120 тысяч больше. Началась новая эпоха. Эпоха великих строек, пять из которых были обозначены как Всесоюзные комсомольские ударные: комбинат химволокна (1959г.), Саратовская ГЭС (1965г.), Саратовский оросительный канал (1968г.), химзавод (1972г.) и Балаковская АЭС (1979г.). Сам город неузнаваемо преобразился: силами строительного управления «Саратовгэсстрой» были построены современные многоэтажные дома, новые школы, детские сады, больничные корпуса, магазины и другие учреждения социальной сферы. Появившийся в городе судоходный канал превратил Балаково в настоящую Волжскую Венецию.

В городе Балаково действует крупный грузовой порт, железнодорожный вокзал, имеются автомобильный и железнодорожные переезды через Волгу по плотине Саратовской ГЭС.

В 2015 году завершено строительство второго мостового перехода через судоходный канал. Мост введен в эксплуатацию в декабре 2015 года и носит название «Мост Победы».

Не раз Балаково и Балаковский район на самых различных уровнях называли «локомотивом экономического развития области». С этим трудно поспорить, так как в 2014 году завершена реализация 5 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций с начала строительства более 33 млрд. рублей, создано более 1800 высокооплачиваемых рабочих мест. В результате введены 4 новых завода, способных влиять на развитие промышленного сектора не только области, но и страны. Три из них - «Северсталь-Сортовой завод Балаково», «Балаково-Центролит», «Эр Ликид Балаково» - образовали новый для нашего района и области металлургический кластер.

Своевременным для сложившейся экономической ситуации стал ввод в эксплуатацию в декабре 2014 года маслоэкстракционного завода по переработке семян подсолнечника и производству растительного масла «Волжский терминал». Его деятельность будет способствовать решению актуальных задач по повышению уровня продовольственной безопасности и импорт замещению. Балаково на протяжении нескольких последних лет занимает 1 место в области по объему вложенных инвестиций.

Главный фактор инвестиционной привлекательности – в Балаково сконцентрированы мощные энергетические комплексы: Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, городская теплоцентраль. Те производства, которые испытывают потребность в энергоресурсах, могли бы здесь расположиться с наименьшими для себя затратами. Кроме энергетики у нас развита химическая промышленность, машиностроение. Город гордится научным и кадровым потенциалом. В Балакове живут люди, обладающие навыками и опытом работы на крупных промышленных предприятиях. В городе одна из самых мощных строительных баз в регионе, позволяющая возводить крупные объекты гражданского и промышленного назначения. Для развития региональной экономики в Балаково есть все.

Обратный звонок